«Звания и награды»
1964
До 2006 года - председатель правления Союза композиторов Ленинграда
1967
Государственная премия СССР за песни «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
1976
Государственная премия СССР за оперу «Петр Первый» в постановке Театр оперы и балета им. С.М. Кирова
1989
Депутат Верховного Совета СССР
1990
Народный артист СССР
1992
Кинематографическая премия «Ника» за музыку к фильму «Небеса обетованные», Мосфильм, режиссер Э. Рязанов
1992
Председатель, затем президент Санкт-Петербургского Филармонического общества.
1994
Институтом теоретической астрономии РАН малой планете присвоено имя «Андрей Петров».
1995
Кинематографическая премия «Золотой Овен».
1996
Государственная премия РФ за симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита»
1998
Почетный гражданин Санкт-Петербурга
1998
Премия президента РФ в области литературы и искусства
2003
Кинематографическая премия «Золотой Орел» за музыку к фильму «Бедный, бедный Павел», Ленфильм, режиссер В. Мельников

Композитор родился в Ленинграде в 1930 году. С детства он увлекался литературой, перечёл множество книг, мечтал стать писателем. Но судьба уготовила ему иную творческую стезю. В 1944 году, посмотрев «Большой вальс» — фильм о жизни австрийского композитора Иоганна Штрауса, — Петров решил стать композитором. Впереди были годы учёбы в музыкальном училище, затем в консерватории, которую он закончил в 1954 году. Вдохновляющими источниками для творчества юного Андрея Петрова стали исто рия, живопись и, конечно же, литература. Из множества прочитанного молодой человек предпочёл романтическую прозу Пушкина, Грина, Паустовского. И не случайно для первых серьёзных опусов — балета «Станционный смотритель» и симфонической поэмы «Радда и Лойко», которая стала диплом-ной работой Андрея, — были взяты сюжеты из А. С. Пушкина и М. Горького («Макар Чудра»). Так жанры первых крупных сочинений — балет и симфоническая музыка — навсегда вошли в круг творческих интересов композитора.

Композитор родился в Ленинграде в 1930 году. С детства он увлекался литературой, перечёл множество книг, мечтал стать писателем. Но судьба уготовила ему иную творческую стезю. В 1944 году, посмотрев «Большой вальс» — фильм о жизни австрийского композитора Иоганна Штрауса, — Петров решил стать композитором. Впереди были годы учёбы в музыкальном училище, затем в консерватории, которую он закончил в 1954 году. Вдохновляющими источниками для творчества юного Андрея Петрова стали исто рия, живопись и, конечно же, литература. Из множества прочитанного молодой человек предпочёл романтическую прозу Пушкина, Грина, Паустовского. И не случайно для первых серьёзных опусов — балета «Станционный смотритель» и симфонической поэмы «Радда и Лойко», которая стала диплом-ной работой Андрея, — были взяты сюжеты из А. С. Пушкина и М. Горького («Макар Чудра»). Так жанры первых крупных сочинений — балет и симфоническая музыка — навсегда вошли в круг творческих интересов композитора.

В 60-е годы Петров создаёт свои первые песни и музыку к кинофильмам. К их написанию композитор относится так же ответственно и трепетно, как и к работе в «серьёзных» жанрах.  60-е годы — это фильмы «Человек-амфибия», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве». Песни из этих фильмов быстро завоёвывают симпатии публики, становятся популярными, исполняемыми и любимыми.

Поэтому не случайно первую Государственную премию СССР композитор получает за песни: «На кургане», «Песня о друге», «Я шагаю по Москве». И в это же время пишет симфоническую поэму «Памяти павших в годы блокады Ленинграда». 1971 год становится важной вехой в творческой судьбе композитора. На сцене Мариинского театра — премьера балета «Сотворение мира» по мотивам рисунков французского художника-карикатуриста Жана Эффеля.

Музыкальный театр всё больше интересует Петрова. Ему хочется создать музыкальные портреты знаковых личностей русской истории. Так, начало XVIII века — новая эпоха в летописи России. Личность Петра Первого — сложная, противоречивая, — увлекает композитора. Идёт изучение исторических документов, музыкальных интонаций петровских времён. Пишутся вокально-симфонические фрески к будущей опере «Пётр Первый». Начало XIX века — «Пушкин», вокально-поэтическая симфония, а затем балет «Пушкин. Размышления о поэте». Начало XX века — «Маяковский начинается», опера-феерия. Герои музыкального театра Андрея Петрова — центральные персонажи отечественной истории и культуры. Все они — художники и творцы. Творцом является и Мастер — герой симфонии «Мастер и Маргарита», а затем и одноимённого балета. 

Уже в зрелые годы композитор обращается к крупным концертным формам. Так появляются Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром, симфонические сочинения, являющие слушателю всю палитру оркестрового мастерства и изобретательности. Среди них — «Романтические вариации», Вариации на тему Мусоргского «Русь колокольная», симфония «Время Христа», симфони-ческие транскрипции киномузыки «Уличные мелодии в смокингах» и последнее сочинение, датированное 2005 годом, — «Прощание с …».И на протяжении всей творческой жизни композитора наряду с симфоническими и театральными премьерами продолжалось триумфальное шествие киномузыки Андрея Петрова по экранам страны.

Современники об Андрее Петрове
Даниил Гранин
писатель

«Интеллигентность – маргинальное качество человека. У Андрея она окрашивала его облик и характер. И она была его наружностью».

Даниил Гранин
писатель
Евгений Евтушенко
поэт

«Эдик Колмановский обожал Петрова. «У Андрея, – говорил он, – музыка советская очень, но она - моцартианская. Это – моцартианство в советской  системе». Так мне сказал один композитор про музыку другого композитора. Редкий случай»

Евгений Евтушенко
поэт
Георгий Данелия
кинорежиссёр

«Он был настолько надежным человеком, настолько можно было довериться ему во всем, что постоянно я ощущал в нем душевную необходимость».

Георгий Данелия
кинорежиссёр
Юрий Шевчук
рок-музыкант

«Музыку он оставил нам настоящую, начиная с «Человека-амфибии». Он ведь в музыке для этого фильма впервые в России использовал синтезатор. А какие у него там рок-н-роллы! Он как композитор «дышал в ногу  со временем» и в поисках нового ничуть не отставал ни от Америки, ни от Европы».    

Юрий Шевчук
рок-музыкант
Родион Щедрин
композитор

«Он всегда находил возможность поставить себя так, что его негромкий голос был слышен и уважаем в самых высоких инстанциях. И он никогда, ни при каких обстоятельствах не ронял себя в глазах тех, кто верил ему и кто его любил».  

Родион Щедрин
композитор
Семен Альтов
писатель

«У каждого человека свои отпечатки пальцев и только ему присущий смех. Андрей Павлович смеялся, как ребенок. Откидывал назад голову и рассыпался тихим смехом, при этом за стеклами очков прыгали веселые зайчики. Рассмешить такого человека большая честь».  

Семен Альтов
писатель
Никита Михалков
кинорежиссёр, актёр

«По виду, по характеру, по внутреннему складу он у меня почему-то всегда ассоциировался с Пьером Безуховым. Та же с одной стороны кротость и робость в облике, а с другой стороны - огромная внутренняя сила и к тому же сила убеждения не через слова, а через дело». 

Никита Михалков
кинорежиссёр, актёр
Резо Габриадзе
режиссёр, драматург,
художник, скульптор

Когда вспоминаешь, когда и где ты познакомился с Андреем Петровым, – путаешься, потому что знакомство с таким человеком происходит гораздо раньше, чем ты знакомишься с ним реально: он везде, он звучит, он – мостик между одним счастьем и другим счастьем…»

Резо Габриадзе
режиссёр, драматург,
художник, скульптор